Наименование исследования

Анализ и оценка медико-экономической эффективности внедрения финансирования по комплексному подушевому нормативу, включая СКПН, в субъектах ПМСП, в условиях второго этапа ЕНСЗ

Сроки проведения исследования: 2014 год
Заказчик: Министерство здравоохранения и социального развития РК
Бюджетная программа, в рамках которой проведено исследование:

Программа 001 «Формирование государственной политики в области здравоохранения»

Подпрограмма 103 «Проведение социологических, аналитических исследований и оказание консалтинговых услуг»

Тема, в рамках которой проведено исследование: Методологическое сопровождение и мониторинг реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы и стратегических направлений в области здравоохранения, обозначенных в Стратегии развития Казахстана «Казахстан-2050»
Организация-исполнитель: Республиканский центр развития здравоохранения
Научный руководитель / Ответсвенный исполнитель:

Руководитель: Генеральный директор РГП на ПХВ «РЦРЗ» Э.А. Байжунусов

Цель и задачи исследования:

Цель исследования: Анализ и оценка медико-экономической эффективности внедрения финансирования по комплексному подушевому нормативу, включая СКПН, в субъектах ПМСП, в условиях второго этапа ЕНСЗ

Задачи исследования:

1.  Оценка эффективности управления персоналом

2. Оценка доступности оказания амбулаторно-поликлинической помощи

3. Оценка уровня госпитализации в круглосуточный стационар (специализированная помощь) среди прикрепленного населения в рамках ЕНСЗ в  2014 году

4. Оценка объема и структуры оказания консультативно-диагностических услуг (далее – КДУ) с участием субъектов ПМСП и субподрядчиков КДУ по итогам 2014 г. в сравнении с 2012-2013гг.

5. Оценка уровня вызовов скорой медицинской помощи среди прикрепленного населения в рамках ЕНСЗ за 10 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

6. Мониторинг и оценка затрат субъектов ПМСП в условиях фондодержания за 2014 год  (городской уровень)

Заключение и выводы:

«Оценка эффективности управления персоналом»

Выводы:

1. Средний показатель укомплектованности по РК среди терапевтов остается на прежнем уровне и составил 95%, наиболее заметное снижение укомплектованности терапевтами мы видим в Атырауской области: с 95 до 89%. При этом увеличение % ВОП и терапевтов не наблюдается.  Укомплектованность ВОП в 2014 году составила 95%, и возросла на 3% по сравнению с 2013 годом. Заметное увеличение ВОП наблюдается в Костанайской  (с 77 до 91%), в Северо-Казахстанской (с 71 до 88%).  Наиболее низкая укомплектованность СМР педиатрической службы наблюдается в гг. Астана и Алматы (86 и 84% соответственно), терапевтической службы – в Атырауской области (83%), МОП – в г. Алматы (73%).

2. В среднем по Республике Казахстан отклонение от норматива по обеспеченности участковыми педиатрами составило -3, участковыми терапевтами — -1, ВОП – также -1. В ЗКО все врачи были перепрофилированы на ВОП, в связи с этим расчет на 10 000 населения педиатров и терапевтов не проводился. Наиболее низкие показатели обеспеченности и отклонение от норматива врачей-педиатров мы наблюдаем в Атырауской, Костанайской и Мангыстауской областях, также в Костанайской области низкая обеспеченность терапевтами. Наиболее высокая обеспеченность врачами-педиатрами наблюдается в Карагандинской области – 11 врачей на 10 000 населения.  Не смотря на то, что все участковые врачи в ЗКО были перепрофилированы на ВОП, обеспеченность врачами остается недостаточной – 3 на 10 000 населения.

Как профицит, и дефицит говорит о низком качестве менеджмента в организациях ПМСП. Одним из способов решения данной проблемы является исправление ситуации с оплатой труда и оказание мер социальной поддержки работникам сферы здравоохранения.

3. Количество социальных работников по данным регионов в 2014 году составило 2 163, тогда как в 2013 году данная цифра составляла 2108. Увеличение физических лиц соцработников по сравнению с 2013 годом составило 3%.

Количество психологов за 12 месяцев 2014 года составило 932, в 2013 году – 492, рост количества психологов составил 47%.

4. В целом по стране наблюдается положительная динамика темпов развития семейной медицины. В связи с перепрофилированием педиатрических и терапевтических участков во врачебные общепрофильные и делегированием функций от педиатра и терапевта к ВОП, в рамках внедрения ЕНСЗ на амбулаторном уровне, улучшилась доступность медицинской помощи.

5. По достижению конечных результатов по Соглашениям с Акиматами в 2014 году в целом по РК показатель «увеличение удельного веса семейных врачей/ врачей общей практики от общего числа врачей ПМСП» выше порогового значения на 3%, (самый высокий показатель по ЗКО – превышение более, чем на 41%), количество социальных работников – отклонение на 0,3%, психологи – отклонение на 0,5%.

Таким образом,

1. Существует наличие дефицита штатных должностей по прикрепленному населению согласно штатным нормам, что требует увеличения штатных единиц. Также необходимо полностью укомплектовать кадрами имеющиеся штатные единицы.

2. Отмечается относительно низкая укомплектованность психологами как на городском, так и на сельском уровне, что связано с низкой заработной платой данного контингента работников.

3. Также остается низкой укомплектованность социальными работниками на городском уровне, основной причиной является отсутствие регламентированной работы в части нагрузок на работников. Также медицинские организации самостоятельно определяют промежуточные индикаторы, как критерии работы психологов и социальных работников.

4. Не налажен автоматизированный учет услуг социальных работников и психологов.

5. Трудность работы социальных работников также заключается в отсутствии медицинского образования, т.к. большая часть социальных работников имеет педагогическое образование. Необходимы курсы повышения квалификации для данного контингента работников как в целях более продуктивной работы с пациентами, так и в целях мотивации работников.

6. Как на городском, так и на сельском уровне наблюдается высокая нагрузка на ВОП, превышая норматив до 15%.

7. На сегодняшний день необходимо формирование и укрепление системы мониторинга и прогнозирования кадров в здравоохранении.

 

«Оценка доступности оказания амбулаторно-поликлинической помощи»

Выводы:

По итогам 2014 года в РК имеется 344 757 (1,9%) лиц, включенных МО в целевые группы, нуждающихся  в оказании специальных социальных услуг в сфере здравоохранения РК, в том числе 31,8% (109 570) — дети до 18 лет.

В 2014 году отмечается увеличение оказанных медико — социальных услуг на уровне субъектов ПМСП на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основные медико — социальные услуги, оказываемые населению РК это услуги с посещением на дому —  60% (1 688 953), консультации по медико-социальным проблемам — 24% (691 581), консультации психолога — 15% ( 422 726), консультации по телефону доверия — 1,3% (38 173), проведение тренингов — 1,0% (28 082).

Предложения:

— В 2015 году  создать рабочую группу для сформирования и упорядочения  оптимального перечня социальных услуг в сфере здравоохранения по РК с учетом  межсекторального и межведомственного взаимодействий.

-Пересмотреть норматив обеспеченности психологами в МО ПМСП по потребности и по имеющимся показателям в сторону уменьшения.

— Мониторинг проведения медико-социальных услуг решить на портальном уровне.

«Оценка уровня госпитализации в круглосуточный стационар (специализированная помощь) среди прикрепленного населения в рамках ЕНСЗ в  2014 году»

Выводы:

— С  2011 года  в РК имеется стойкая  тенденция к снижению уровня госпитализации. Уровень госпитализации республике  в  2011 году  составлял  21,7,  в 2012 году  — 22,4, в 2013 году  — 12,8, , в 2014 году  — 15,0.

По итогам 12 месяцев 2014 года уровень госпитализации согласно соглашений с Акиматами по достижению конечных результатов (далее – Соглашение) не достигнут. Отклонение составляет – (- 2,9) по РК.

По видам направлений в круглосуточные стационары по РК  в 2014 году произошел рост направлений на 7%  из ПМСП,  на 2% — СМП,   на 6% — самообращений населения  и снижение на 20% по направлениям из КДП.

Снижение числа госпитализаций по направлению профильных специалистов свидетельствует о расширении перечня заболеваний амбулаторного уровня лечения и об увеличении нагрузки в МО АПП,  росте самообращений пациентов.

Рост самообращений произошел во всех регионах, за исключением ЗКО, ЮКО. Самый высокий рост самообращений отмечается в г. Алматы (36%),  Акмолинской области (27%) и г. Астана (19%).

В структуре  госпитализации  удельный вес  экстренной в 2014 году остается высокой не имеет тенденции к снижению и составляет 70,9% Значительно превышает республиканские значения и рост уровня экстренной госпитализации  в областях: Мангыстауской 85,0%,  Костанайской 76,8 , Карагандинской 74,4

Соотношение сельских и городских жителей  в РК составляет 1:1,2, соотношение пролеченных в КС РК сельских и городских жителей составляет 1:1,4.

Удельный вес абсолютных расхождений диагнозов в РК имеет тенденцию к уменьшению расхождений на 1,6%, большой рост расхождений наблюдается по стационарам  города Астаны с 11 126 сл. до 15 926 (5,9%).

Предложения:

Для сохранения тенденции снижения уровня госпитализации в РК, выяснения причин  роста и условий для  снижения госпитализаций в КС  в 2015 году проводить мониторинг  госпитализаций  на примере  городов Астана и Алматы.

Определить четкий  перечень управляемых заболеваний на уровне ПМСП, с определением  индикаторов процесса  для специалистов ПМСП по СКПН.

Внедрить программу  ПУЗ во всех регионах РК.

Для снижения количества самостоятельных обращений пациентов в стационары необходимо  обратить внимание УЗО на необходимость создания партнерского взаимоотношения врача и пациента.

 

«Оценка объема и структуры оказания консультативно-диагностических услуг (далее – КДУ) с участием субъектов ПМСП и субподрядчиков КДУ по итогам 2014 г. в сравнении с 2012-2013гг.»

Выводы:

1.  Субъектам здравоохранения (ПМСП и субподряд):

— своевременно формировать направления на КДУ, как внутренние, так и внешние, через ИС «АПП»;

— определить ответственных лиц за своевременный ввод направлений.

Данные по КДУ по итогам 9 мес. 2014г., представленные МО регионов, не соответствуют данным ИС «АПП».

2. УЗО, как администратору бюджетных программ постоянно контролировать:

— полный ввод в ИС «АПП» всех КДУ медицинскими организациями;

— количество оказанных КДУ и сумму их затрат медицинскими организациями регионов;

— полноценное проведение платежных документов через ИС «АПП» для обеспечения прозрачности;

Формирование платежных документов через ИС «АПП» стал формироваться с ноября по декабрь 2014г.

По предоставленной информации РЦЭЗ о платежных документах в ПС АПП и их соответствии фактически оплаченным платежным документам
за сентябрь — декабрь по состоянию на 02.02.2015 года, нет платежных документов в ИС «АПП» МО Павлодарской области, за декабрь – Карагандинской области (приложение 3).

— осуществлять оценку соответствия источникам финансирования в рамках ГОБМП (в ИС «АПП» внесены услуги, не входящие в КПН).

3. УЗО обеспечить:

— полный охват субъектов субподряда в своих регионах с внесением в электронный реестр Интернет-ресурса;

— равную возможность по оказанию КДУ для всех участников субподряда;

— здоровую конкурентную среду.

При сопоставлении электронного реестра субподрядчиков на Интернет-ресурсах управлений здравоохранений регионов с данными  ИС «АПП», где зарегистрированы  субъекты субподряда, с кем субъекты ПМСП заключили договора, выявлено, что имеются расхождения. А также выявлены случаи, где субъекты ПМСП заключили договора с субъектами субподряда, которые не были размещены в электронных реестрах субподряда и в ИС «АПП».

4. РЦЭЗ обеспечить:

— бесперебойную работу ИС «АПП», включая платежную систему;

— выделить из внутренних КДУ минимальный объем КДУ, оказываемыми ПМСП;

— подтверждение   услуг субподрядчика только на основании электронного реестра.

Услуги ПМСП имеют минимальный объем КДУ, которые необходимо отделить от внутренних КДУ , оказываемыми смешанными МО.

 

«Оценка уровня вызовов скорой медицинской помощи среди прикрепленного населения в рамках ЕНСЗ за 10 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года»

Выводы: при проведении оценки основных показателей деятельности службы скорой медицинской помощи за 2014 год в разрезе регионов отмечается:

увеличение количества вызовов СМП, что возможно связано с ростом численности населения и недостаточного уровня работы организаций ПМСП;

увеличение количества обслуженных вызовов СМП в часы работы организаций ПМСП в Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях и городах Астана, Алматы также свидетельствует о недостаточном уровне работы организаций ПМСП;

снижение количества случаев своевременного прибытия бригад СМП к месту вызова (в течение не более 15 минут) отмечается в Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангыстауской, Северо-Казахстанской областях требует усиления организационных мер по оптимизации службы СМП в данных регионах.

 

«Мониторинг и оценка затрат субъектов ПМСП в условиях фондодержания за 2014 год  (городской уровень)»

Выводы:

1. Финансовое состояние всех городских субъектов ПМСП и субподрядов абсолютно устойчивое за счет увеличения бюджета КПН. Медицинских организации с кризисным финансовым положением по РК за 2014год нет.  По представленным данным покрыты все статьи расходов   и в ПМСП в конце года остается прибыль 3,5%  или 2,1 млрд. тенге по РК на развитие и др. расходы.

2.   Сумма КПН на 1 жителя уменьшилась по сравнению с планом в начале года (с 780 до 600 тенге), в связи с увеличением населения РК.

3. Сумма оплаты субподрядчикам за оказание КДУ выросла и составила по РК 28% гарантированной части КПН, что говорит о доступности услуг.

3. В субъектах ПМСП выросла ФЗП до 69%. В субподрядных организациях заработная плата составляет до 100%;

4. Нерациональное и необоснованное распределение финансовых средств, в виде свыше 90% на ФЗП в 1 ПМСП (ГП №4г. Алматы) (перечень МО в приложении 37,38);

6.  Формирование  платежных документов через информационную систему «АПП» для обеспечения прозрачности  движения финансирования начало функционировать только  с сентября 2014 г. и не регулярно заполняется регионами.

Область применения: Медицина, Организация и управление здравоохранением
Материалы для скачивания: Отчет по проведенным исследованиям

 

MEDScience.kz
Translate »

Sharing is Caring

Help spread the word. You're awesome for doing it!