Наименование научно-технической программы: Разработка научно-обоснованных предложений по повышению эффективности финансирования медицинских организаций
Предмет исследования / Исследуемая медицинская технология, метод, средство: Финансирование медицинских организаций. Методические подходы по обеспечению эффективности новых методов финансирования медицинских организаций.
Сроки проведения исследования: 2009-2011 годы
Заказчик (спонсор): Министерство здравоохранения Республики  Казахстан
№ госрегистрации: 0111РК00227
УДК: 614.2 (574)
Организация-исполнитель: Республиканский центр развития здравоохранения (до февраля 2011 года — Институт развития здравоохранения)
Руководитель исследования:

2009 год — М.Е. Шоранов, Директор ИРЗ, к.м.н.

2010 год — А.К. Каптагаева Директор ИРЗ, д.м.н.

2011 год — Кулмагамбетов И.Р., Исполнительный директор по научно-образовательной деятельности, д.м.н., профессор

Список исполнителей: А.С. Айкешева (Ответственный исполнитель – 2011 год), К.К. Айдарханова (Ответственный исполнитель – 2009-2010 годы), Д.К. Рахимбекова, Л.Ж. Камзебаева, Г.А. Бирманова, А.Б. Абдрахманов, К.К. Айдарханова, А.С. Аубакирова, Ш.К. Каюпова,  Ю.С. Сидоркина, А.К. Альмадиева Г.Т. Корабаева, Ж.А. Ергалиева, А. Мергентай, М.П. Солодовников
Цель и задачи исследования:

Цель исследования: Научное обоснование разработки и внедрение новых методических подходов по обеспечению эффективности новых методов финансирования медицинских организаций.

Задачи исследования на  2009 год:

1.      Сравнительная оценка методов управления ресурсами здравоохранения в мировых системах и в Республике Казахстан;

1.1.Обзор зарубежной и отечественной литературы по актуальным вопросам финансирования       здравоохранения;

1.2.Выявление основных тенденций финансирования и распределения финансовых ресурсов здравоохранения в мировой системе;

1.3.Анализ результатов внедрения новых моделей финансирования здравоохранения в регионах РК: частичное фондодержание, клинико-затратные группы в соответствии с периодическими протоколами диагностики и лечения заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины, тарификатор медицинских услуг, двухкомпонентный подушевой норматив;

1.4.Сравнительный анализ финансирования здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по регионам РК в динамике с 2005 по 2009 гг.;

1.5.Контент – анализ нормативно правовых документов РК, регулирующих вопросы финансирования здравоохранения;

2.       Разработка и усовершенствование методик финансирования медицинских организаций;

3.      Обеспечение нормативно — правового сопровождения, апробация и внедрение усовершенствованных методик финансирования медицинских организаций;

4.      Анализ результатов внедрения усовершенствованных методик финансирования медицинских организаций;

Задачи исследования на 2010 год:

1.      Разработка принципов, критериев и технологий оценки медицинской и экономической эффективности использования ресурсов на уровне медицинских организаций и в системе здравоохранения Казахстана;

2.      Оценка эффективности использования ресурсов в медицинских организациях;

3.      Определение структуры расходов и основных направлений затрат в профильных отделениях медицинских организаций;

4.      Разработка принципов, критериев и технологий оценки медицинской и экономической эффективности усовершенствованных методик финансирования медицинских организаций.

Задачи исследования на 2011 год:

1.      Апробация новых методов финансирования медицинских организаций Республики Казахстан;

2.      Внедрение усовершенствованных методов финансирования в различных медицинских организациях;

3.      Анализ эффективности внедренных методик финансирования здравоохранения;

4.      Разработка методических рекомендаций по оценке эффективности внедрения новых методов финансирования медицинских организаций.

Резюме результатов исследования:

В результате работы проведены: обзор зарубежной и отечественной литературы по актуальным вопросам финансирования здравоохранения; анализ результатов внедрения новых моделей финансирования здравоохранения в регионах РК: частичное фондодержание, клинико-затратные группы в соответствии с периодическими протоколами диагностики и лечения заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины, тарификатор медицинских услуг, двухкомпонентный подушевой норматив; анализ финансирования здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по регионам РК в динамике с 2005 по 2009 гг.;  контент-анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы финансирования системы здравоохранения РК, сравнительный анализ финансирования в международной практике и анализ действующих методик финансирования в Казахстане; для разработки новых единых подходов тарифообразования проведен перерасчет стоимости на основе медико-экономических групп (протоколов диагностики и лечения, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан 11 марта 2003 года №199 «Об утверждении протоколов диагностики и лечения»), методологические подходы к расчету компонентов (сегментов) стоимости медико-экономических протоколов, сравнительный анализ медико-экономических протоколов 2003 и 2009 гг., рассчитаны и представлены на согласование: медико-экономические группы и медико-экономические тарифы; сформированные, путем вертикальной выборки из МЭП — справочники диагностических услуг, операций, медикаментов и изделий медицинского назначения; разработанная методика медико-экономического тарифа легли в основу приказов министра здравоохранения Республики Казахстан и постановления Правительства Республики Казахстан по возмещению затрат на стационарную и стационарзамещающую помощь. Качественный анализ методов оценки деятельности стационара, который показал, что наиболее приемлемым и эффективным методом оценки медицинской и экономической эффективности является метод «минимизации затрат» и АВС анализ. Сформулированы концептуальные переменные для оценки степени прозрачности, степени адекватности и экономической эффективности назначаемых медицинских услуг, манипуляций, медикаментов и изделий медицинского назначения. Проведенный анализ затрат исследуемой группы в профильных отделениях ГККП «Целиноградская региональная клиническая больница» за 2009 – 2010 гг. по фактическим затратам и в соответствии с установленной стоимостью МЭТ показал, что имеется тенденция как к снижению, так и к увеличению расходов в зависимости от профиля отделения. Разработаны принципы, критерии оценки медицинской и экономической эффективности деятельности стационара и Карта оценки степени выполнения Медико-экономического тарифа у пролеченного больного.

Научная новизна:

Проведен анализ внедрения новых моделей финансирования, разработанных на основе современного международного опыта, в пилотных регионах РК, раскрыты проблемные вопросы финансирования здравоохранения в условиях внедрения новых моделей, предложен усовершенствованный метод финансирования медицинских организаций:

1. дифференцированная оплата за пролеченный случай через медико-экономические тарифы;

2. пересчитаны и усовершенствованы медико-экономические протоколы диагностики и лечения 2003 года с учетом новых высокотехнологичных методов лечения, диагностики и медицины, основанной на доказательствах;

3. рассчитаны и представлены на согласование перечень медико-экономических тарифов; сформированы справочники диагностических услуг, операций, медикаментов и изделий медицинского назначения.

Впервые в Республике Казахстан проведена медико-экономическая оценка деятельности медицинских организаций на основе медико-экономических тарифов. Данные исследования позволили разработать критерии, индикаторы, коэффициенты оценки эффективности использования ресурсов в медицинских организациях, которые в дальнейшем будут апробированы и внедрены в медицинские организации.

Впервые проведен  сравнительный анализ экономической и медицинской эффективности методов финансирования стационарной медицинской помощи с применением методов статистического анализа и математического моделирования по базам данных АИС «Стационар» ТОО МедИнформ и АИС «Стационар» КОМУ МЗ РК. Доказана роль медико – экономических тарифов в межрегиональном выравнивании финансирования стационарной помощи, определены фактические потребности финансовых затрат на пролеченный случай, ориентированный на конечный результат, целесообразность перехода финансирования по клинико – затратным группам для СМП, по методу, основанному на МЭТ, для ВСМП.

Заключение и выводы:

Выводы:

1. Международный и отечественный опыт доказывают, что эффективность финансирования отрасли здравоохранения определяется адекватностью вложения ресурсов и их рациональным управлением, ориентированными на результат. Поэтому основные мировые тенденции в финансировании здравоохранения основаны на приоритетных задачах здравоохранения с использованием методов экономического анализа оценки деятельности отрасли: акцент на ПМСП,  развитие высокоспециализированной медицинской помощи, менее дорогостоящей стационарозамещающей технологии и др.

2. Финансирование здравоохранения в Казахстане до 2010 года характеризовалось ежегодным ростом бюджетных ассигнований и неравномерностью распределения ресурсов между регионами. Так, при стоимости стационарного среднего пролеченного случая по республике 40 517 тенге в Костанайской области  составляла 3 116 тенге, СКО – 41 471,21 тенге, г. Алматы – 178 732 тенге, что в 4,4 раза выше республиканского значения. На межрегиональное неравенство  указывает коэффициент вариации с исключением г. Алматы, равный 101,5% и подтверждается высокой степенью достоверности различия выборок (t = 5,0 при β = 95%). ФОМС, как первая система оплаты стационаров на основе тарифообразования по пролеченному случаю в Казахстане в силу неясности поставленных целей, недостаточной институциональной структуры не получила дальнейшего развития.

3. Проведенный контент – анализ нормативно – правовой базы по финансированию отрасли здравоохранения указывает на теоретическую подготовку к переходу на оплату по системе КЗГ (1365 МЭТов), практическое внедрение оплаты по МЭТ не реализовано,  недостаточно внедрена система ДКПН на ПМСП,  методика частичного и полного фондодержания. С внедрением ЕНСЗ внедрена новая модель финансирования ГОБМП на основе МЭТ.

4. Оценка медицинской и экономической эффективности внедрения МЭТ в пилотных организациях на основе разработанных критериев показала, что в двух из 3-х отделений отклонения фактических затрат от сумм, предусмотренных МЭТ,   составили более 50%, что указывает на полное несоответствие  как по сумме, так и по ассортименту и частоте исследуемых лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с Картой стационарного больного. Детальный анализ показал, что доля идеальной ситуации,   т.е. общие назначения полностью совпадают с должными назначениями составляет 0%,; доля крайней ситуации, т.е. в числе общих назначений вообще нет должных назначений — 0%, стандартная ситуация, или  какая-то часть протоколов не выполняется, наблюдается в 100%. Однако, если рассмотреть крайнюю ситуацию по составным частям МЭТ, ее доля составляет, например, для медикаментов 10% в гинекологическом и кардиологическом отделениях и 50% в хирургическом отделении, а для инструментальных исследований, доля крайней ситуации составляет 8%, 26% и 83% соответственно.

5. Установлена эффективность финансирования стационарной помощи на основе МЭТ по оказанию СМП: стоимость случая в регионах  варьирует от 49 338 тг. до 65 937 тг., среднее значение по республике — 54 443 тг. и подтверждается  коэффициентом вариации, равным 7,8%.   При этом дефекты отклонения фактической стоимости пролеченного случая от суммы, предусмотренной в МЭТ находятся в пределах статистически незначимых различий (t = -0, 227). Следовательно, достигнуто межрегиональное выравнивание и определена истинная потребность в ресурсах, ориентированная на результат.

6. Финансирование стационарной помощи по МЭТ по оказанию ВСМП показало относительную эффективность: различия между общими суммами МЭТ и фактической оплатой по ВСМП в разрезе регионов статистически незначимы (t=1,0); детальное изучение отклонений фактической стоимости от МЭТ по оказанию ВСМП в регионах показало превышение до 193%, что в 13 раз выше допустимых значений. Коэффициент вариации для средней стоимости МЭТ за пролеченный случай для всех регионов равен 71,6%, что указывает  на выраженную неоднородность в исследуемых группах.

7. Анализ медицинской и экономической эффективности финансирования по МЭТ оказания ВСМП на примере  протокола «05-053а» Нестабильная стенокардия в г. Астана  (областной уровень) показал полное несоответствие МЭП, включая показатель длительности пребывания в стационаре: в 40,5% случаев несоответствие по длительности пребывания в стационаре – 55,5%, по фактическим расходам – 59,4%. На примере БСК (ВСМП) установлено наличие прямой сильной связи между длительностью пребывания в стационаре и фактической оплатой, равное 0,92, коэффициент детерминации равен 86,24%; исходя из того, что внедрение новых технологий должно способствовать сокращению койко – дней за счет оптимизации лечебно – диагностического процесса, МЭТы по ВСМП можно считать недостаточно совершенными;

8. Применение экономического анализа по методу «затраты — результативность» для оценки эффективности использования затрат в стационарах позволило установить связь между объемом финансирования и результатом деятельности стационара, выраженных летальными исходами. Применение данного метода позволило установить классы болезней и регионы где наблюдались как высокие затраты, так и высокие показатели летальности.

9. Анализ по методу «затраты – результативность» показал, что затраты не эффективны при лечении «болезней системы кровообращения», «отдельные состояния возникшие в перинатальном периоде», «новообразования», «врожденные аномалии». Поскольку в этих классах болезней как средняя стоимость одного койко-дня, так и показатель летальности были выше их средних республиканских значений. При этом наиболее неэффективное использование затрат отмечалось в классе болезней врожденные аномалии. По данному классу болезней средняя стоимость одного койко-дня в среднем составили 12 924,9 тг., что было на 116,3% выше среднего республиканского значения. Показатель летальности составили 5,5%, что на 441,8% выше среднего республиканского значения.

— В классах «болезни глаза» (6103,1тг./0,01%) и «болезни крови» (6662,5тг./0,53%) отмечалось избыток ресурсов.

— Недостаток ресурсов наблюдалось в классах заболеваний «травмы и отравления» (5599,2тг./1,73%), «болезни органов пищеварения» (5735,5тг./1,11%).

9. Анализ, проведенный в разрезе регионов республики, позволяет оценить деятельность медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь как неэффективную в г. Алматы. Анализ, проведенный по всем группам заболеваний в городах Алматы и Астана показал, что при больших затратах по сравнению с другими регионами в г. Алматы наблюдается самый высокий показатель летальности, тогда как в г. Астана отмечается один из самых низких показателей летальности по республике по всем классам болезней

Практические рекомендации:

1. Необходимо во всех  медицинских организациях республики организовать непрерывное обучение по работе с МЭП и МЭТ, МКБ – 10.

2. Для оценки  медицинской и экономической эффективности пролеченных случаев  на основе МЭТ рекомендуется использовать критерии и технологию оценки,  разработанную и использованную в работе.

3. Эффективность финансирования стационарной помощи по оказанию СМП  на основе  МЭТ дает основание  для перехода на финансирование по клинико – затратным группам, признанной мировой практикой.

4. Финансирование стационарной помощи ВСМП в регионах на основе  МЭТ  требует усовершенствования,  и, вероятно,  целесообразнее осуществлять трансферт в виде СМП, так как ресурсное оснащение, являющееся главным инструментом достижения качества, имеет существенные различия в регионах и по приоритетности задач могут в большей степени нуждаться в том или ином виде ВСМП.

5. Для эффективного управления затратами в здравоохранении рекомендуется применение экономического анализа по методу «затраты – результативность». Применение данного метода на различных уровнях оказания медицинской помощи позволит:

1) повысить уровень целеполагания в работе отрасли и обоснованность управленческих решений;

2) принимать меры, как по рациональному использованию финансовых средств, так и по устранению факторов, приводящих к летальному исходу:

— изменение подходов к лечению;

— удешевление медицинской помощи за счет применения мер первичной профилактики.

— наращивание инвестиции, прежде всего в дорогостоящее диагностическое и лечебное оборудование.

— проведение мероприятий по профилактике внутри регионов для снижения летальности

3) уделить внимание улучшению медицинской помощи населению (внедрение более эффективных методов лечения, повышение квалификации медицинского персонала, кадров и т.д.).

4) обосновывать необходимость инвестиций на здравоохранение в бюджетах всех уровней в тех классах заболеваний, где это приведет к наилучшему результату;

5) оценивать результативность действия механизмов выравнивания в распределении бюджетных ресурсов по регионам.

6. Методика «затраты – результативность» для оценки эффективности расходов на здравоохранение на региональном уровне, подробно описанная в разделе 12, может с успехом использоваться в целях разработки бюджета, ориентированного на результат, на нескольких этапах бюджетного процесса. К этим этапам относятся:

1) этап согласования общественно значимых задач и критериев оценки результатов работы отрасли, с точки зрения общества;

2) этап планирования; данная методика позволяет определять тактические задачи и конкретные количественные значения достижения результатов в работе отрасли, а именно отвечает на следующие вопросы: что нужно делать – наращивать инвестиции? или развивать профилактику, т.е. добиваться удешевления? либо принимать меры в самой системе здравоохранения или за ее пределами по уменьшению социальных потерь?;

3) этап исполнения бюджета (финансирования); данная методика помогает правильно распределить финансовые потоки внутри принятых целевых программ по регионам, учитывая их местоположение в таблицах анализа, которые наглядно показывают, какие регионы прежде всего нуждаются в привлечении финансовых средств, а какие – в рационализации их использования;

Степень внедрения:

2009 год — представленные методические подходы вошли в проект постановления Правительства РК о возмещении затрат на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи.

2010 год — разработанная методика оценки деятельности стационара и Карта оценки степени выполнения Медико-экономического тарифа у пролеченного больного позволит провести оценку и мониторинг деятельности стационаров в Республике Казахстан после соответствующего проведения апробации в медицинских организациях.

2011 год — предложена методика оценки эффективности распределения бюджетных средств на стационарную медицинскую помощь в разрезе регионов с применением коэффициента вариации, исключающего межрегиональную разницу.

Область применения: Медицина
Ключевые слова: Финансирование здравоохранения, енсз, система единого платильщика, качество медицинской помощи, клинико-затратные группы, медико-экономические тарифы, медико-экономические протоколы, международная классификация болезней, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, медицинские организации, медицинская карта стационарного больного, пролеченный случай, стационарная медицинская помощь,стационарная заболеваемость по форме 066/у, показатели использования коечного фонда, ориентация на конечный результат, медико-экономические группы, медико —  экономические протоколы, рациональное использование коечного фонда
Материалы для скачивания: Отчет по проведенным исследованиям

 

MEDScience.kz
Translate »

Sharing is Caring

Help spread the word. You're awesome for doing it!